alenavl (alenavl) wrote,
alenavl
alenavl

Categories:

Стоит ли менять работу в кризис?

Начнём сразу с животрепещущего. Падает ли рубль, дешевеет ли нефть, запрещают ли любимые продукты — наличие или отсутствие кризиса совершенно не означает, что вы должны работать на нелюбимой работе.
Это не повод делать свою жизнь глубоко несчастной.
Поэтому, если вы именно сейчас чувствуете, что наступил карьерный тупик, вы должны сделать следующее.


Как определить, что всё плохо?

Для начала нужно понять, действительно ли наступил кризис карьеры.
Для этого желательно уехать в отпуск, одним или с близкими людьми, которые не вызывают стресс. Отключить все гаджеты и просто, что называется, овощить. Вы не поверите, насколько хорошо это работает. Отдохнувший мозг на вторую неделю начнёт говорить вам, что действительно важно. Если после двух недель вы вернётесь на работу и всё будет по-прежнему ужасно, значит, надо уходить.

Второй случай, когда надо уходить — если вы живёте в моногороде. Такие есть, например, в Московской области. Если ваш город привязан к одному предприятию, и этому предприятию на фоне кризиса в отрасли стало плохо, то город становится глубоко депрессивным. Надо резко менять карьеру и уезжать. Если на предприятии перестают платить зарплату, люди начинают искать другое место, и это тоже резкая смена карьеры.

Третий случай — если вас унижают, начиная от шовинизма и до того, что к вам пристаёт руководитель, всё не клеится. Важно, чтобы это была не разовая история, а ситуация постоянного стресса для вас. Не надо надеяться, что всё рассосётся.

Что нужно знать о перспективе вашего увольнения: во время кризиса первыми увольняют инвестиционных аналитиков, менеджеров по инновациям, директоров по развитию — всех внутренних специалистов, которые работают на будущее и не приносят мгновенной пользы. Кроме того, увольняют различных консультантов, сотрудников неосновных подразделений, PR-менеджеров, SMM-менеджеров — в общем, всех тех, без кого компания может пережить кризис.

Последними увольняют тех, без кого не справиться. Это очень хорошие продавцы и руководители продаж, потому что продавать продукт надо всегда.
Если вы хороший технический специалист, понимающий продукт, операционный директор, который умеет вытаскивать проекты из кризиса, финансовый директор, который умеет оптимизировать финансы в любых экономических ситуациях, за вас будут держаться до последнего.

Чего стоит опасаться?

Менять сферу деятельности надо не в панике и не от отсутствия работы, а по велению души.
Если вам нравится ваша отрасль, лучше упадите по зарплате, перетерпите последствия кризиса, но останьтесь внутри. Если не нравится, то всё меняйте.
Сейчас средний срок поиска работы — три-четыре месяца, для топов — шесть-семь месяцев. Дольше уже критично. Значит, надо менять требования, понижать требования по зарплате или позиции, разбираться с резюме.
При этом на новом месте всё тоже может быть непросто, у вас может что-то не получиться, потому что это новое дело. Поэтому к смене карьеры надо относиться очень осознанно: не бросаться на первую вакансию, а выбирать то, что нравится. Потому что, несмотря на кризис, работа есть.

Итак, что делать, если вам надо искать работу прямо сейчас, в ситуации экономической неопределённости и лёгкой паники?

Первое: вакансии действительно есть. Но нужно внимательно смотреть на то, что за ними стоит в реальности. Надо сделать рисерч: спросить у всех знакомых, друзей и прочих, что на самом деле происходит на этой вакансии.
Не стоит брать в расчет, что говорит собственник, руководитель отдела или HR-директор.

Если у вас нет знакомых в этой компании, во-первых, не обращайте внимания на форумы и рекрутинговые ресурсы, где пишут о компаниях: там всегда пишут только те люди, которые обижены. Такой человек никогда не признается, что его уволили, потому что он облажался, он будет обвинять компанию и руководство.

Найдите в соцсетях людей, которые работают или работали в этой компании и спросите их, буквально так: «Я трудоустраиваюсь в эту компанию, пожалуйста, расскажите мне о ней».
Задайте конкретные вопросы: вовремя ли выплачивают зарплату, какой стиль руководства и так далее. Уверяю вас, если вы зададите вопрос пяти людям, три вам ответят.

Второе: надо научиться рассказывать о себе.
У нас большинство людей в принципе не умеет себя продавать. В отличие от США и других стран, где детей с детства учат навыкам самопрезентации. Поэтому на собеседованиях вы все себя ведете странно. Вы либо себя недооцениваете, либо переоцениваете. Вы не умеете отвечать на вопросы, вы часто очень агрессивны или, наоборот, закрываетесь и из вас всё надо выпытывать.
Мы понимаем, что собеседование — это стресс.

Мы ещё много раз подробно поговорим о том, как надо проходить собеседование, но основное правило — использовать простейший инструмент, которому я сейчас вас научу.

Первое собеседование — это не оценка вашего профессионализма, а входной фильтр, который проверяет только порог вашей адекватности.
Первое, что вас спрашивают на первом собеседовании, это «Пожалуйста, расскажите о себе». С этого момента у вас есть 10 минут, чтобы «отдышаться» и произвести адекватное первое впечатление.
Вот как нужно поступить с этими десятью минутами.

Сначала вы берёте и пишете своё резюме.

Чаще всего вы это делаете неправильно: переписываете вашу должностную инструкцию из серии «Что я делал».
А чтобы ваше резюме вас продавало, вам нужно написать про KPI: что я сделал такого для бизнеса, чтобы этому бизнесу было лучше. Если вы, например, работали редактором новостей и к вашей должности сложно применить KPI, то вы можете написать, что в результате вашей работы цитируемость вашего раздела увеличилась на столько-то, количество просмотров увеличилось на столько-то, трижды нас номинировали на какие-нибудь премии и один раз наш отдел выиграл грант, а численность отдела выросла с одного человека до пяти.
Вот это правильное резюме, а не «писал статьи, подбирал команду, ездил в командировки».
Про то, как писать резюме, я опубликую большой отдельный пост (и не один).
Это действительно очень важно, в Антирабстве составлению работающего резюме посвящён целый курс.

Потом вы берёте в руки диктофон и учите резюме, просто тупо наизусть. Потом надо послушать запись, ужаснуться, повторить пять раз.
Переспать с этим монологом ночь, а на следующий день повторить упражнение ещё пять раз.
На десятый раз вы обнаружите, что эта история засела у вас в подсознании и вы уже не твердите текст, а можете спокойно рассказывать и что-то комбинировать.

Потом находите какого-нибудь близкого человека и рассказываете своё резюме ему, собираете фидбек. В результате вы имеете внятный рассказ, который должен быть не более 5 с половиной минут.
Этот рассказ вы и извлекаете из своего мозга в стрессовой ситуации.





Правильных решений вам и удачного поиска!

Tags: кризис, поиск работы, резюме
Subscribe

  • Про саббатикал в Сбере - почему это не саббатикал и чем это грозит

    Да простят меня все сми (а их было немало), которым я не прокомментировала новость про саббатикал в Сбере. Ничего личного - просто уезжала в…

  • Да я не знаю

    Обычно люди задумываются о своей карьере в пограничных состояних: «я очень доволен своей работой, как бы это не упустить»; «я ненавижу свою работу»;…

  • Рынок «попустило»!!!!

    И говорит такой Сергей Дружинин - «чот с рынком происходит, за месяц число вакансий доя белых воротничков в Facancy выросло больше чем в два…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Про саббатикал в Сбере - почему это не саббатикал и чем это грозит

    Да простят меня все сми (а их было немало), которым я не прокомментировала новость про саббатикал в Сбере. Ничего личного - просто уезжала в…

  • Да я не знаю

    Обычно люди задумываются о своей карьере в пограничных состояних: «я очень доволен своей работой, как бы это не упустить»; «я ненавижу свою работу»;…

  • Рынок «попустило»!!!!

    И говорит такой Сергей Дружинин - «чот с рынком происходит, за месяц число вакансий доя белых воротничков в Facancy выросло больше чем в два…