alenavl (alenavl) wrote,
alenavl
alenavl

Categories:

Как сказать «нет» манипулятору: коротко об ассертивном поведении

Техники противостояния манипуляции хороши, но они не гарантируют взаимопонимания и конструктивного решения проблемы. Они прежде всего нас защищают, ломают планы манипулятора, но могут испортить отношения — найдется не много людей, которым нравится, когда их тайные мотивы делают явными.

Однако манипуляторы могут быть прекрасными людьми в других сферах. Иногда стоит приложить усилия, чтобы сделать их союзниками, а не просто помешать коварному плану. Для этого вам понадобится знание техники, спокойный ум и позиция win-win — когда выигрывают оба участника.

Это статья Илены Шабуниной, которая была впервые опубликована здесь. Под тегом «полезные статьи» здесь периодически будут появляться чужие материалы, которые показались мне полезными и интересными.

Техника №1


Пример: ваш друг или коллега постоянно опаздывает на встречи, мероприятия и каждый раз находит уважительные причины или оправдывается тем, что все равно никто не пострадал, ничего важного не произошло.

1 шаг. Описываем ситуацию, как есть: да, ты хороший друг/эффективный сотрудник, но пунктуальность тоже важна.
2 шаг. Выражаем свое отношение к ситуации: я расстроен, тревожусь, когда ты опаздываешь, я не знаю, могу ли я на тебя рассчитывать на ответственной встрече.
3 шаг. Конкретизируем наши ожидания, каких изменений мы хотим: я ожидаю, что ты научишься планировать свое время более четко и будешь приходить к назначенному часу.
4 шаг. Описываем неизбежные позитивные последствия: если ты перестанешь опаздывать, то я буду чувствовать уважение ко мне и моему времени, я смогу больше доверять тебе и рекомендовать на более серьезные проекты.
5 шаг. Описываем неизбежные негативные последствия: если нет, то я буду вынужден приглашать на мероприятия кого-то другого, просить тебя заехать за мной или я буду вынужден применить дисциплинарное взыскание (если речь о сотруднике).
6 шаг. Выражаем надежду: я верю, что ты можешь эффективно планировать свое время, учитывать форс-мажоры и вместе мы свернем горы!

Важно не перепутать местами 4 и 5 шаг, потому что иначе конструктивный разговор превратится в запугивание.

Техника ассертивного поведения (от английского assert — настаивать на своем) актуальна во всех сферах жизни: общение с друзьями, родителями, сотрудниками, партнерами и даже с детьми. Ассертивный подход базируется на умении проявлять вежливую настойчивость в защите своих интересов, сохраняя при этом чувство собственного достоинства и внимание к позиции собеседника.

Вам свойственно ассертивное поведение, если вы умеете:


  • защитить себя и свою точку зрения (без применения насилия)

  • делать искренние комплименты и хвалить

  • спокойно реагировать на критику и принимать комплименты

  • находить взаимовыгодные решения

  • открыто озвучивать свою позицию и желания

  • говорить уверенное «нет»

Для одних это естественное поведение, а другим требуется тренировка, терпение и сильная мотивация, чтобы освоить эти навыки. Если ваша деятельность связана со взаимодействием с людьми, особенно, когда есть иерархия в отношениях, зависимость от чьих-то решений, то применение ассертивного подхода сэкономит время и нервы.

Например, владение техникой ассертивного отказа поможет избежать лишних обязанностей, участия в проектах, которые изначально не нравились, но вы согласились из вежливости или потому что человек может обидеться, если вы скажете ему «нет» и так далее.

Мы легко говорим «нет», когда мы защищаем нашу собственность.
Собственность – то, что мы считаем своим, считаем, что это принадлежит нам по праву и мы достойны обладания этой вещью/правом/возможностью.
Важно понимать, что именно мы считаем своим по праву и тогда мы сможем спокойно говорить нет в разных ситуациях.

Собственность – это не только материальные вещи, но и наше время, внимание, силы, поддержка, эмоции. И мы имеем полное право распоряжаться своей собственностью так, как считаем нужным.
Когда мы внутри знаем, что можем сказать «нет» – то озвучить отказ легче.

4 легких способа сказать «нет»:

1. Сказать сразу – коротко, спокойно, на выдохе и без объяснений. «Нет» и интонационная точка. Можно добавить жест руками — как будто мы резко закрываем крышку чемодана.

2. Объяснить причину, почему мы говорим «нет». Важно, чтобы это была действительная причина.

— Я не могу пойти с тобой на ночной сеанс, потому что у меня ответственное совещание утром и мне надо быть в форме.

3. Войти в положение другого.
— Я понимаю, что тебе нужно поехать в аэропорт, но у меня нет возможности тебя туда отвезти.
— Это вне моей компетенции.
— Это выше моих сил.

4. Выразить сожаление и сопереживание:
— Жаль, что не могу это сделать...
— Я сожалею, что не могу поддержать твой проект, но я понимаю, как он важен для тебя.

Все эти техники действительно работают и, скорее всего, вы их интуитивно уже использовали в своей жизни. Есть только один нюанс — они работают тогда, когда мы о них помним и видим в собеседнике союзника, а не противника. Win-win!



Tags: инструкция, полезные статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вакансии к нам в Лабораторию карьеры пост!

    То ли мы так успешно разогнались, то ли рынок ожил, то ли звезды сложились (нет, конечно, это я кокетничаю-однозначно, это мы молодцы), но... У…

  • Про слепые собеседования

    На мой взгляд, один из самых здоровых недискриминирующих форматов в найме - слепое собеседование. Это когда кандидата выбирают, не зная его пол,…

  • Несолнечные

    У меня есть ассистентка. И вот, записывая на очередного человека на консалт, она сказала гениальное: - Ален, что-то в последнее время люди идут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

Recent Posts from This Journal

  • Вакансии к нам в Лабораторию карьеры пост!

    То ли мы так успешно разогнались, то ли рынок ожил, то ли звезды сложились (нет, конечно, это я кокетничаю-однозначно, это мы молодцы), но... У…

  • Про слепые собеседования

    На мой взгляд, один из самых здоровых недискриминирующих форматов в найме - слепое собеседование. Это когда кандидата выбирают, не зная его пол,…

  • Несолнечные

    У меня есть ассистентка. И вот, записывая на очередного человека на консалт, она сказала гениальное: - Ален, что-то в последнее время люди идут…