alenavl (alenavl) wrote,
alenavl
alenavl

Categories:

Кризис в медиа: альтернативная карьера для журналиста

Коротко о том, что сейчас происходит в медиа: ничего хорошего. Журналисты сидят без работы по полтора года, гонораров ждут примерно столько же. Устроиться корреспондентом или редактором в штат — это что-то из области фантастики.

Когда это все закончится? Точно не в этом году, и даже не через год. Компании урезают рекламные бюджеты, и редакции не могут на оставшиеся деньги прокормить большой штат сотрудников. Медиа были в зоне турбулентности и до кризиса: проекты открывались и закрывались, менялись инвесторы и редакторы, издания месяцами задерживали выплаты своим авторам. Сейчас на рынке царят уныние и застой, новой работы в отрасли нет, количество вакансий сокращается, зарплаты — тоже.

На этом фоне в медиа начинается вторжение машин: возьмем, например, «Яндекс», который уже давно заявил, что в его информагентстве будут работать только журналистские роботы — программы, занимающиеся поиском информации, факт-чекингом и синтезом новостей.

Ситуацию на рынке труда в медиа можно резюмировать так: сокращения и туманные перспективы. Неудивительно, что сейчас многие журналисты и редакторы подумывают о переходе в другие отрасли. Собрав истории слушателей «Антирабства» и предложения, которые сейчас есть на рынке, мы составили карту с направлениями, куда могут податься нынешние сотрудники СМИ. Рекомендуем посмотреть, даже если кризис вас не коснулся: приятно держать в уме вариант альтернативной карьеры на случай, если в вашей жизни что-то изменится.

1. Редактор контент-проекта

Из журналистов получаются хорошие контент-менеджеры. В отличие от людей, которые много лет проработали в индустрии, а потом решили делать тематический профессиональный ресурс, журналисты умеют интересно рассказывать истории и адаптировать информацию для широкого круга читателей. Шансы найти такую работу достаточно высоки, но нужно обладать хотя бы минимальными знаниями о теме, которой посвящен проект. Работа в контент-проекте может быть довольно однообразной, но платить здесь, скорее всего, будут больше, чем в редакции.

2. Образование: от продюсера курсов до организатора околовузовских структур

Образовательные проекты — это «новый черный»: несмотря на кризис, их становится все больше. Связь между журналистикой и образованием не такая очевидная, как с контент-маркетингом, но прослеживается: посмотрите хотя бы на Arzamas, который открыли бывший редактор «Большого города» Филипп Дзядко и основатель «Теорий и практик» Данила Перушев. Бывшим сотрудникам медиа будет несложно найти работу в сфере образования, но стабильности здесь ждать не стоит: в период кризиса образовательные проекты подвержены примерно тем же рискам, что и медиа.

3. Госструктуры и госкорпорации

В госкомпаниях не так много вакансий, подходящих для бывших журналистов, но есть шанс устроиться как минимум в пресс-службу. Здесь есть и стабильность, и достойный доход. Но стоит помнить, что госслужба — это и многочисленные ограничения: чиновникам нельзя заниматься бизнесом, иметь второе гражданство или иностранные счета, получать дорогие подарки. В последнее время некоторые госкомпании стали ограничивать выезд своих сотрудников за рубеж.

4. PR и GR

Очевидные варианты. Из плюсов — зарплаты на порядок выше, чем в журналистике, и полный пакет корпоративных льгот. Самый большой минус — сама работа: менее интересно, чем в редакции, и еще нужно защищать интересы своей компании и влиять на продажи/продвижение. Вам пригодятся старые знакомства в журналистской среде — только не злоупотребляйте, иначе все бывшие коллеги будут вас ненавидеть.

5. Издательства

В издательском бизнесе обстановка не намного лучше, чем в медиа: кризис и застой, вакансий становится меньше. Из плюсов — работать можно удаленно.

6. НКО

Неплохой вариант, особенно если вы искренне интересуетесь сферой деятельности организации. Но, если вы устроитесь не в крупную международную НКО вроде «Красного креста», а в российскую, готовьтесь к тому, что денег там будет мало.

7. Event-агентства

Найти подходящую работу в event сейчас нелегко: по этой сфере тоже сильно ударил кризис, заказов меньше, и бюджеты, по сравнению с богатыми докризисными корпоративами, сильно упали. Обратите внимание на агентства, которые работают с крупными заказчиками международного уровня. Работать будет не скучно, но есть и обратная сторона — стресс и большая текучка кадров.

8. Копирайтер в рекламном агентстве

До кризиса этот путь пользовался неизменной популярностью среди выпускников журфака, прочитавших «99 франков». Сейчас в рекламном бизнесе все практически так же грустно, как и в медиа, зато писать тексты и презентации вы можете удаленно — например, из какой-нибудь теплой страны третьего мира.

***

«Перезагрузка» карьеры журналиста, у которого нет другого образования и опыта работы не в медиа, — небанальная задача, универсального решения тут быть не может. И именно поэтому столь важно понять, какой путь именно ваш.

Удачи!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment